Пятница 05
Практика 1 11:00-12:30*
Практика 2 15:00-16:30*
Суббота 06
Практика 12:00-13:00*
Квалификация 15:00-16:00*
Воскресенье 07
Гонка 16:00* *- Время трансляции(мск)
Длина круга 5,338 км
Дистанция гонки 309,356 км (58 кругов)
Победители
2005 Кими Райкконен (McLaren)
2006 Фелипе Масса (Ferrari)
2007 Фелипе Масса (Ferrari)
Рекорд круга в гонке
1:24,770 Хуан Пабло Монтойя (McLaren), 2005
Динамика машины
Средний угол поворота трассы - это усреднённое значение угла всех поворотов в градусах. Чем число выше, тем больше на трассе острых углов, тем больше склонность машины к недостаточной поворачиваемости сказывается на времени прохождения круга. В Истамбул-Парке средний угол поворота - 134 градуса, что выше, чем среднее значение чемпионата - 110 градусов. Это третье значение среди трасс с наибольшим средним углом поворота.
Скорость в конце прямых (EOS) турецкой трассы в прошлом году достигала 314 км/ч – это третье значение в календаре 2009 года. Этот параметр позволяет найти компромисс между прижимной силой и скоростью при настройке аэродинамики. Кроме того, стамбульский автодром занимает пятую строчку среди трасс с наибольшей средней скоростью.
Пит-лейн и стратегия дозаправок
Длина и профиль въезда и выезда с пит-лейн учитываются при определении оптимальной стратегии дозаправок. Потеря времени на проезд по пит-лейн в Стамбуле - 18.5 секунд, это 13-е значение среди трасс чемпионата. Пять километров дистанции требуют 2.49 кг топлива, против среднего показателя чемпионата в 2.42 кг на 5 км – Турция занимает 5-е место в календаре по потреблению топлива.
Машина безопасности
Ещё один ключевой фактор при определении стратегии гонки - вероятность выезда машины безопасности, связанная с погодными условиями, размером зон безопасности, позволяющих продолжить гонку в случае аварии, и особенностями входа и выхода из первого поворота на старте. С 2005 года машина безопасности дважды выезжала на трассу, вероятность её выезда - 50%.
Температура, давление и влажность
В бразильском Интерлагосе гонщики жалуются на нехватку мощности и прижимной силы – привыкнув к машине по ходу сезона, они чувствуют перемены, поднявшись на высоту 750 метров выше уровня моря в одном из финальных Гран При. Разреженный воздух снижает эффективность работы мотора и аэродинамики, потери могут быть двукратными и оказывают серьёзное влияние на эффективность машины.
Плотность воздуха зависит от множества факторов – температуры, давления, связанного с высотой, и, в меньшей степени, с влажностью. Если все гонки проводить каждый год в одно и то же время, то высота расположения автодрома становится ключевым фактором.
Автодром в Турции расположен на высоте 125 метров над уровнем моря, эффективность работы двигателя здесь будет ниже, чем в Монако, где трасса расположена на уровне моря.
Приведённая статистика не учитывает автодром в Абу-Даби.
Наиболее очевидным плюсом турецкой трассы является ее рельеф.
Разработчикам даже удалось воссоздать эффект таких поворотов, как Eau Rouge в Спа и Senna Esses в Интерлагосе.
Это впечатляет.
Кроме того, есть еще 8-й поворот с его четырьмя апексами и парочкой небольших, но коварных изгибов.
Однако существует опасение, что организаторов могут убедить сгладить поверхность этого очень длинного левого поворота,
что было бы досадно, он добавляет остроты.
Проблема не в том, что он «опасен» в том смысле, что там поджидает стена или высокий поребрик.
Для последнего поколения трасс типична лишняя миля асфальта и, конечно, общая атмосфера слегка страдают, так как зрители в прошлом году их было около 90 000 по большей части находятся далеко от места событий.
Трасса требовательная; чтобы справиться с шестью правыми и восемью левыми поворотами,
нужен хороший баланс, а гонщик должен быть полностью уверен в своей машине, чтобы атаковать.
Кими Райкконен: "За стартовой прямой следует серьезное торможение перед 1-м, левым 90°-м поворотом. Трасса спускается с холма и вы успеваете разогнаться до 310 км/ч в связке быстрых второго и третьего поворотов. Следующие два поворота достаточно напряженные, вы снижаете скорость до 100 км/ч и второй передачи.
Ускоряясь на короткой прямой до 250 км/ч и пятой передачи вы входите в широкую шпильку седьмого, правого поворота. Еще одна короткая прямая и восьмой поворот - самый сложный на этой трассе - он нравится большинству гонщиков и состоит из трех быстрых левых поворотов. На выходе вы разгоняетесь до 300 км/ч и удерживаете педаль газа до торможения перед медленной связкой левого и правого поворотов - 95 км/ч и вторая передача выходят вас на заднюю часть трассы.
Впереди - две длинных прямых, связанных широким правым поворотом, который проходится на 314 км/ч. Это самая скоростная часть трассы и на торможении перед 12-м поворотом можно обгонять, вы снижаете скорость до 93 км/ч и второй передачи, проезжаете плотную связку из трех медленных поворотов и возвращаетесь на стартовую прямую".
Сэм Майкл: "Стамбульский автодром - это интересное сочетание скоростных, средних и медленных поворотов, здесь можно обгонять и обычно эта гонка проходит в острой борьбе. Прежде Гран При Турции проводился в августе, при жаркой погоде, но перенос гонки на май изменит ситуацию, в следующий уик-энд будет прохладнее, что повлияет на настройки, выбор шин на дистанции, и стратегию гонки.
Из-за длинных прямых команды немного ослабят аэродинамический прижим, компенсировав потерю сцепления с трассой настройками подвески. Компания Bridgestone привезет в Турцию два самых твердых состава, в основном - из-за высокой нагрузки на шины в длинном левом восьмом повороте, который справедливо занимает первое место в чемпионате по величине и продолжительности перегрузок.
Вероятно, большинство команд выберет стратегию двух пит-стопов".
Компания Bridgestone готовится к Гран-при Турции – самой сложной гонке в календаре для покрышек.
“Трасса в Стамбуле характеризуется целой россыпью разнообразных поворотов, которые очень трудны для преодоления с точки зрения настроек автомобиля и максимизации потенциала болида.
В Стамбуле мы фиксируем самые значительные перегрузки во всем сезоне и потому привозим на трассу самые твердые покрышки.
В прошлые сезоны мы становились свидетелями весьма высоких температур в Турции, но перемена времени проведения - теперь Гран-при проходит в мае - означает, что нагрев трассы чуть уменьшиться.
В прошлом году некоторые пилоты ощущали проблемы с использованием покрышек в Турции, мы внесли определенные нововведения в конструкцию покрышек, чтобы минимизировать шансы повторного их проявления.
Эта трасса бросает вызов не только нашим покрышкам, она весьма сложна для пилотов, так как гонка проходит против часовой стрелки, в отличие от большинства трасс чемпионата”, - заявил Хироде Хамашима, директор по разработке Bridgestone Motorsport.
В прошлом году на Гран-при Турции разрушение покрышки произошло на автомобиле Льюиса Гамильтона. На 43-м круге передняя правая покрышка была разрушена и пилот был вынужден внепланово заехать в боксы.