Действующий Чемпион Мира провёл слабый по своим собственным стандартам сезон, и в конечном итоге играл роль второй скрипки при Фелипе Массе в Феррари. Но временные вспышки показывали, что его невероятная скорость до сих пор при нём, но что было не так ? Эдд Строу объясняет.
У каждого есть собственная версия не приводящего в восторг сезона 2008 в исполнении Кими Райкконена. Он потерял мотивацию? Ему достаточно одного титула ? Жизнь за пределами Ф1 более привлекательна для него? Связано ли это с шинами? Он был не в лучшей форме? Был ли баланс Ф2008 неподходящим ему? Был ли он на пороге ухода из гонок?
Как всегда, реальное положение вещей гораздо сложннее, чем я тут набросал, но то, что выходит за рамки вопроса - это факт, что в финальной трети сезона он выглядел как номер два в команде, по сравлению с лидером Фелипе Массой.
Итак, был ли Кими так медленен в 2008м? Ну, на самом деле не был. Удивительно, но финн записал на свой счёт 10 из 18 возможных быстрых кругов в гонках, повторив рекорд Майкла Шумахера за целый сезон. Конечно, быстрые круги не являются наилучшим индикатором всего гоночного действия - ведь они отражают всего небольшой отрезок 200- мильного ГП - но в случае Кими, они являются статистическим ключом к пониманию его проблем.
Даже в течении своих наиболее тусклых гонок, финн был способен показать быстрые круги, и он часто это делал. ГП Венгрии, где он квалифицировался на далёком 6м месте и был способен финишировать только третьим, когда двигатель Массы сгорел - классический пример этого, как и ГП Сингапура, где он отстал от поула Массы на 8 десятых. Тем не менее, несмотря на эти 2 нелучшие гонки он добавил ещё 2 быстрейших круга в свою копилку.
Спа: Pouhon/Fagnes На седьмой передаче пилоты входят в один из самых сложных и требовательных скоростных поворотов со «слепым» выходом и кочкой в середине. Масса гораздо раньше начинает работать дросселем и гораздо сильнее (примерно в два раза) сильнее использует тормоза. Кими начинает тормозить на полном дросселе, мягче управляя машиной, что создает меньшее колебание рессор, и соответственно, большее аэродинамическое сцепление. Скорость Райкконена на графике, соответственно, возрастает, и поддерживается на протяжении всего повторота. Резкий подъем на графике дросселя объясняется переключением на шестую передачу. Это стабилизирует зад машины и делает его более управляемым. В медленном Fagnes Масса тормозит значительно позже и быстрее входит в него. Масса меняет передачи на три вниз, и при достижении апекса он не может поменять направление так же быстро, как Райкконен, так как момент от позднего торможения все еще действует на шины. Поэтому на апексе он слегка медленнее Кими, но он раньше берется за дроссель, поэтому на выходе он быстрее Райкконена. Но при приближении к Stavelot медленный выход Райкконена из предыдущего поворота позволил ему раньше начать работать дросселем, и его скорость опять увеличивается.
Сильверстоун, Мэгготс и Бекеттс Мастерство Райкконена в прохождении быстрых поворотов очевидно и здесь. При входе в левый угол Мэгготса он более активно использует дроссель. График показывает, что он использует дроссель по крайней мере на 50%, в то время как у Массы дроссель падает до 30%. Соответственно, у Райкконена выше скорость, которая поддерживается даже несмотря на то, что Райкконену приходится слегка выравнивать машину, что отражено в графике движения руля. Кими в конце поворота слегка снимает ногу с газа, а Масса – нет, так как он хочет наверстать недостаток скорости. Масса проходит правый угол Мэгготс с педалью в пол, а Райкконен опять слегка отпускает педаль газа в конце. Это позволяет ему шире зайти в Беккетс и больше использовать дроссель при входе – на 25%, при 0% у Массы – и дает Райкконену преимущество в скорости в середине поворота. График движения руля показывает, что «блокировка» руля здесь у Райкконена меньше. Оба используют торможение левой ногой в середине поворота в Бекеттсе, чтобы убрать недостаточную поворачиваемость в середине поворота, но Райкконен более мягко давит на педаль, что сохраняет инерционный импульс машины. Эти графики взяты из второй части квалификации, где Райкконен был на 0,1 с быстрее Массы.
(перевод - Рыжий Галк и F1любительница.) подробнее
Кими Райкконен подтвердил предположения, которые не раз звучали в прессе в ходе чемпионата, что в 2008-м у него были определенные проблемы с мотивацией.
Финн неплохо начал год, выиграв два из первых четырех Гран При, однако его не устраивали изменения, которые инженеры Ferrari вносили в машину по ходу сезона, что отразилось на уровне его выступлений, особенно в квалификациях.
Под конец чемпионата, такое впечатление, Кими вновь поехал быстрее, но в итоге закончил год на 3-м месте, уступив напарнику по команде Фелипе Массе и новому чемпиону Льюису Хэмилтону. О том, что в течение года не все для него складывалось гладко, он рассказал финскому телеканалу MTV3.
Кими Райкконен: «Так уж обстоят дела: если ты знаешь, что можешь бороться только за третье место, значит, твоя скорость в ходе гонки тоже будет отличаться от нормальной. Если у тебя нет возможности обгонять соперников и улучшить позицию, становится как-то не очень интересно».
Тем не менее, Кими считает, что в следующем году сможет вернуться к прежней форме и с первых же гонок будет бороться за победу в чемпионате: «Когда ты сражаешься за титул, естественно, это уже совсем другая ситуация».
Впрочем, телеканал MTV3, традиционно транслирующий Формулу 1 в Финляндии, сослался на руководителя пресс-службы Ferrari Луку Колаяни, который, говоря о Райкконене, подчеркнул: «Даже если Кими был в плохом настроении, он всегда вел себя как профессионал».
Президент Ferrari Лука ди Монтедземоло признал, что разбил телевизор, увидев, как на последних секундах Гран При Бразилии Льюис Хэмилтон смог вырвать чемпионский титул у Фелипе Массы. Об этом он рассказал сегодня, выступая в Муджелло на пресс-конференции, посвященной закрытию сезона.
Лука ди Монтедземоло: «Должен признаться, я сломал телевизор. Когда он разбился, грохот стоял жуткий. Моя дочь в соседней комнате здорово испугалась. К счастью, у нас есть еще один ТВ, поэтому я смог посмотреть церемонию награждения, которая мне понравилась.
Полагаю, за всю историю Формулы 1 мы никогда не видели, чтобы судьба чемпионата решилась в последнем повороте последнего круга финального Гран При. Чудеса, если и происходят, то лишь один раз. Я говорю так, потому что в прошлом году произошло чудо. Повторение подобных вещей, как правило, невозможно. На этот раз в Бразилии, благодаря Фелипе Массе, мы были на пороге очередного чуда».
Монтедземоло нашел несколько добрых слов и для прошлогоднего чемпиона мира Кими Райкконена: «Кими, кто выступил за Ferrari в Бразилии? Это был ты, или твой друг, или двойник? Я-то думал, что ты устал, и позволил другу немного погоняться. Однако, шутки в сторону: Кими был чемпионом мира вплоть до последней гонки этого года. Он много сделал для того, чтобы мы дважды завоевали Кубок конструкторов. Его вклад был очень важен. При всем уважении к Льюису Хэмилтону, я доволен моими гонщиками – это лучший дуэт в мире».
Трудный чемпионат закончен, и команда Ferrari вернулась в Маранелло с очередным Кубком Конструкторов, 16-м в истории легендарной итальянской марки. В ближайший уик-энд Фелипе Масса и Кими Райкконен примут участие в традиционном празднике Ferrari World Finals, которым Скудерия закрывает гоночный сезон. Кими уже прилетел в Италию, и сегодня вечером на официальном сайте Ferrari опубликована его очередная колонка, в которой финн подводит итоги года…
Кими Райкконен: «Сезон завершен, и вот его итог: Ferrari выиграла вновь! Последнюю гонку можно назвать зеркалом чемпионата. Мы были по-настоящему сильны и показали отличный результат: отличный, но не идеальный.
Важно, что команда завоевала Кубок Конструкторов: это была наиболее реалистичная цель, которую мы ставили перед собой накануне финального Гран При. И это действительно важный итог для всех, кто работает в Ferrari, для наших партнеров, и, прежде всего, для Стефано Доменикали, отработавшего свой первый год в качестве главы команды.
Победа Ferrari – это маленькая победа и для меня, увенчавшая трудный сезон. Она показала сплоченность нашей команды и ее способность сражаться до конца. Мои надежды на титул были утрачены в Спа и Монце. После этого я старался заработать как можно больше очков для команды и пытался понять, как изменить ситуацию к лучшему в следующем году.
Хочется поздравить Льюиса Хэмилтона: он набрал больше очков, чем другие гонщики и завоевал титул. Нет смысла думать о том, «что бы было, если…»: от этого только портится настроение, но ничего не изменится.
Я переживаю за Фелипе: в прошлом году в очень похожей ситуации все сложилось в нашу пользу, но сейчас вышло иначе. Этот сезон болельщики Ferrari запомнят надолго. Однако настала пора расслабиться и вместе с ними отпраздновать очередную победу в Кубке Конструкторов. А потом подумаем и об отдыхе: надо будет набраться сил накануне следующего сезона. Год прошел не так, как мне бы хотелось. Все началось неплохо, но потом пошли неудачи, которых было слишком много. Мы допускали промахи, но ошибались и наши соперники. Однако мы заплатили более высокую цену, я не смог отыграться, и слишком рано выбыл из гонки за титул.
Но все это уже в прошлом. В следующем году мы вновь поборемся за победу. Вступят в силу новые правила, и вообще многое будет по-другому. Пока трудно сказать, как все сложится в 2009-м, но, думаю, мы вновь будем конкурентоспособны. Когда происходят какие-то перемены, Ferrari обычно приспосабливается к ним быстрее других. Посмотрим, на что мы будем способны, и каких результатов нам удастся добиться в следующем чемпионате».