Лотус не реализовал свой потенциал в первых гонках сезона 2012 года, но прорыв в Бахрейне показал, на что способна команда. Топ-менеджеры Лотус рассказали Адаму Куперу о том, что нас ждет в дальнейшем.
под спойлером про дальнейшее
[spoiler]Никуда не деться, пишет Купер, от того факта, что Лотус не имеет тех финансовых возможностей, которые есть у Ред Булл или Макларен, но исторически бывшая команда Толеман/Бенеттон/Рено сделала немало , располагая тем, чем она располагает. В прошлом году эксперименты с системой переднего выхлопа завели команду, в конечном счете, в тупик, но это была смелая попытка, и она показала, что у этой команды все ещё есть амбиции.
В этом году мы уже увидели, что команде удалось совершить неплохой прогресс со времени презентации в январе первой спецификации E20, и пакеты обновлений к ГП Китая, и новое днище в Бахрейне, также были полезными шагами в плане развития болида.
Тесты в Мюджелло на этой неделе предоставили всем командам возможность перевести дыхание, испытав новые части болидов в ситуации, свободной от стресса, характерного для гоночного уикенда, и подготовиться к предстоящему ГП Испании.
Со слов Пермейна, Лотус в Мюджелло должен был реализовать очень большую тестовую программу, и Алан надеется, что полученные данные в совокупности с результатми тестов E20 в аэродинамическом тоннеле для полноразмерных машин (в США), принесут какую-то пользу.
“Мы отправляемся в Барселону очень уверенными. Это высокоскоростной трек, а высокоскоростные повороты , похоже, определенно нам на руку. Эта трасса должна подойти нам во всех отношениях.”
Что является очевидным, так это отсутствие у E20 реально слабых мест. Некоторые машины более конкурентоспособны в квалификациях, другие в гонках, и наоборот. У Лотус, возможно, нет идеальной скорости на одном быстром круге, но скорость у этой машины есть, причем в самых разнообразных ситуациях в гонках, даже если результаты гонок при этом являются в данный момент относительно скромными.
До сих пор разница между самым быстрым болидом Лотус и болидом, который завоевывал поул была: + 0.380 сек (третьи, Австралия), + 0.439 сек (шестые, Малайзия), + 0.777 сек (четвертые, Китай) и 0.586 сек (шестые, Бахрейн). Но дело не в отрывах, и не в том, что Заубер или Торо Росса смогли квалифицироваться выше, дело в стабильности формы, которую демонстрирует команда, и эта стабильность - то, о чем, например, Феррари, в данный момент, может только мечтать.
И потом, как мы видим, в 2012 году квалификация не всегда оказывает решающее влияние на то, что происходитв гонке. Блестящий прорыв Райкконена с 11-й позиции в Бахрейне, когда команда сознательно не стала использовать новый комплект, чтобы завоевать более высокую стартовую позицию, был превосходным тому примером.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы быть успешными в 2012 году , вы должны располагать машиной, которая будет бережно обращаться с покрышками в гонке, хотя этот фактор – один из многих, над которыми работали команды во время зимних тестов.
“Успех в F1 зависит от того, чтобы все части целого оказались в результате на правильных местах, не так ли?” – говорит технический директор Лотус Джеймс Эллисон. –“У нас два гонщика, способных хорошо выполнять свою работу, наша машина, по счастью, хорошо работает с шинами, и наш болид обладает приемлемой аэродинамической эффективностью, так что, всё должно быть в порядке.”
Алан Пермейн рассказывает, что E20 хорошо работает с шинами Пирелли: “Машина , определенно, хороша на этих шинах – мы знали это еще со времени зимных тестов - мы знали, что у нас была хорошая скорость. В Бахрейне не было слишком высоких температур – 31-32 градуса на старте. И не было холодно, а это та ситуация, когда, как мне кажется, мы оказываемся на территории Мерседес, но Кими заставил наши покрышки работать. В Китае , очевидно, мы могли бы справиться со своей работой намного лучше, но, если начистоту, наша машина “мягко” работала с покрышками.”
Если говорить о вкладе гонщиков, то опыт Райкконена, по мнению Пермейна, является очень полезным.
“Оба гонщика хороши в работе с шинами, но нет сомнений в том, что Ромен учится у Кими,” – добавляет Пермейн. – “Кими сразу же был на высоте, а Ромен достаточно умен, чтобы быть способным изучать данные, разбираться в них, слушать, что ему говорят инженеры, и отвечать на это.”
Интересно понять сущность отношений между двумя гонщиками: Райкконен в роли ветерана, и Грожан в роли нетерпеливого “юнца”. Интригующая комбинация – такого нет ни в одной топ-команде. Дела могут пойти только лучше по мере того, как оба гонщика Лотуса как следует освоятся в команде.
“Как и всегда в F1, у вас много соперников,” – говорит Пермейн. – “Мы гоняемся против Мерседес, Ред Булл, Феррари и Макларен, пары гонщиков в каждой из этих команд уже давно сложились, и им комфортно друг с другом.”
“У нас есть новичок и гонщик, который отсутствовал в этом спорте в течение двух лет.Трудно сказать, как много значит этот фактор, но люди не должны недооценивать того, что нашим гонщикам комфортно в команде, и это имеет чертовски большое значение.”
Уже известно, что после своего краткого, но разочаровывающего пребывания в Рено в 2009 году, Грожан во время своего второго “пришествия” действительно впечатлил команду. Самое главное то, что он смог прийти в себя после разочарования от тех катастрофических первых кругов в ГП Австралии и Малайзии и продолжил гоняться, выдав два крепких результата.
Эллисон доволен выступлениями обоих своих пилотов: “Кими не обманул наших ожиданий, не так ли? И на счету Ромена после нескольких гонок, когда он, может быть, был несколько излишне оптимистичен, два сильных результата. И я думаю, он будет только прогрессировать.”
Нужно отдать должное Грожану, он держит Райкконена в форме (не дает расслабиться), и он в нескольких случаях в этом сезоне был быстрее, чем ЧМ 2007. Кими своим выступлением в Бахрейне заслужил право быть на первых полосах СМИ, но его напарник также был быстр.
“Новый комплект – это около 8 сек на отрезке,” – говорит Эллисон. – Так что, каждый раз, когда вы используете новый комплект против юзанного, у вас есть в запасе эти 8 сек. У Кими было два новых комплекта в сравнении с двумя использованными у Грожана, поэтому Грожан заслуживает уважения за финиш на той позиции, на которой он финишировал.”
Эллисон – тот человек, который обязан обеспечить гонщиков достаточно хорошей машиной. Уверен ли он в том, что тех апдейтов, которые подготовлены для Барселоны, и тех, которые последуют за ними, будет достаточно, чтобы эта работа была сделана?
“Нет, я не уверен,” - улыбается Эллисон. – “В этом бизнесе ты всю свою жизнь проводишь в страхе, потому что все стараются изо всех сил, и все хороши. Мы просто пытаемся сделать всё возможное, и все на заводе работают над обновлениями настолько активно, насколько только возможно.”
"Это избитое клише, но каждый [в команде] прикладывает много усилий, как на трассе, так и на фабрике. После первых трех гонок мы знали, что все в порядке, но мы просто не смогли это продемонстрировать. Надеюсь, теперь [после Бахрейна] у нас получится сохранить тенденцию и демонстрировать это. До сих пор машина была хороша на всех трассах."
Очевидно, что это самое интересное время в сезоне. Это удовольствие для гонщиков и команд, так как мы вернулись домой на некоторое время, и теперь ближайшие пару гонок будут проходить не так далеко (от дома).
Это здорово. Легко добраться до трека, получить удовольствие во время Гран-при, и вернуться домой в такой короткий промежуток времени.
Для меня Гран-при Испании является своего рода ориентиром сезона. Все команды очень хорошо знают трассу в Catalunya. Это единственная трасса, на которой мы тестировали новые машины и сейчас с новинками на борту мы можем приступить к оценке данных, сравнивая с собранными во время предсезонных тестов.
Сейчас все взгляды устремлены в Барселону. Здесь результаты будут плотнее, чем прежде, многие команды и гонщики не были так близки в течении года. Думаю, для зрителей это должно быть столь же захватывающим, как и для нас.
Надеюсь, на этот раз наша команда быстро адаптируется ко всем новинкам/условиям. До сих пор мы не извлекли для себя должной пользы в этой сфере. Мы были близки, но близко - это не достаточно в этом виде спорта, для подиумов и побед.
В Энстоуне ребята очень упорно работают с болидом. Это один из лучших болидов, которые у меня были со старта сезона. Очень обнадеживает то что мы можем ещё многое получить от автомобиля.
Но вы никогда не знаете заранее. Нет никаких оснований обещать что-либо сейчас. Как я уже сказал, все очень плотно и близко. При малейшей ошибке вы будете вне топ-10. Это как прыжок в длину. Вы должны прыгнуть с точность до миллиметра, чтобы обойти всех ваших конкурентов.
Дважды у меня был идеальный уик-энд в Барселоне. Я выиграл оба раза с полула. Конечно, я считаю, их одними из лучших гонок которые у меня когда-либо были. Трасса является довольно сложной. Все меняется очень быстро, и температура является важным фактором для нахождения компромиссных настроек.
Мой собственный подход всегда продолжать атаковать на 100 процентов. Так же, как и у всей команды. Нашей целью является достижение максимально возможного результата на каждом Гран-при. Давайте подождем и посмотрим, как все пойдет в Барселоне.
В среду преданные поклонники Ferrari стекались в Муджелло, чтобы увидеть последнего Чемпиона Маранелло - Кими Райкконена на итальянском треке.
Их разочарование было очень большим, когда финская звезда не вышла на сцену и Лотусом управлял чемпион GP2 Ромен Грожан.
Не было никакой драмы в изменении планов. Первого мая в районе Флоренции шел дождь и в первый день тестов в Муджелло после обедаслишком мокро поэтому тесты были бесполезны.
Вот так обширные тестовые планы Лотуса были спутаны.
Работа третьего гонщика Жерома д'Амброзио в день открытия тестов заключалась в проверке основных настроек и системы, а затем тестирование новинок, установка которых требует много времени и ожидания в боксах.
Когда программа тестов была изменена, менеджмент команды Lotus предпочли сосредоточиться на вождении одного гонщика, и Райкконен вынужден был уступить свое место. Теперь Грожан мог поработать над базовыми настройками в среду и по этой информации сделать сравнительные тесты в четверг.
Райкконен попробует новый пакет обновлений для Лотуса в пятницу на следующей неделе в практике перед испанским Гран-при. Но у него уже есть свои собственные наработки после зимних тестов.
Роман Грожан всё ещё учится у своего напарника Кими Райкконена.
Главный инженер Алан Пермейн Лотуса признаёт, что Грожан пытается имитировать стиль вождения Райкконена для того чтобы работать с шинами лучше.
- Оба пилота хорошо заботятся о своих шинах, и без сомнений, что Роман научился этому у Кими,- говорит Автоспорту Пермейн.
Грожан изучал телеметрию Райкконена.
- Кими сразу начал хорошо обращаться с шинами и Роман достаточно умён, чтобы изучить данные, понять и реагировать на то что инженеры ему говорят,- продолжает Пермейн.
По мнению Пермейна четыре лучших команды имеют небольшое преимущество, потому что у них давно сложились пары пилотов.
- Есть много решающих факторов в формуле 1. Но мы конкурируем с Мерседес, Ред Булл, Феррари и МакЛарен и у них уже давно одни и те же пилоты.
- У нас же новичок и пилот, который был в другой серии в течении двух лет. Трудно оценить на сколько это влияет, но не стоит и недооценивать. Когда пилот чувствует себя хорошо в команде это значит чертовски много,- подытоживает Пермейн.