Перед вами будущее Ф1: у этих светловолосых парней блестящие перспективы на 2006-2007 годы. Они – лучшие гонщики GP2, кузницы кадров Формулы 1
Добавил
Ками
Временами жизнь напоминает кино про подростков. Возьмем, к примеру, двух претендентов на чемпионский титул в новой серии GP2. Нико Росберг и Хейкки Ковалайнен будто списаны с персонажей классического сериала про студенческую жизнь. 20-летний Росберг – типичный отличник: прилежный ученик, спортсмен, красавец с длинными белыми локонами, вежливый весёлый парень. Учителя и родители от него без ума. Его ставят в пример остальным, которые сначала почти ненавидят его за то, что он весь такой положительный, но потом нехотя признают, что он и правда хороший парень и начинают относиться к нему с симпатией. А 24-летний Ковалайнен - словно старший товарищ, с которым все хотят тусоваться: Классный, исключительно одарённый и всегда спокойный. Настоящая загадка для учителей: вроде бы меньше напрягается перед экзаменами, не так выкладывается на тренировках – и все равно через раз оказывается впереди отличника. И пускай чемпионом стал Нико (120 очков против 105), но когда на церемонии награждения в Бахрейне Хейкки получал кубок за 2-е место, аплодисменты звучали громче, подтверждая тот факт, что он не менее популярен. Его уважают за невероятную скорость, за целеустремлённость, за то, с каким достоинством он принял неожиданное поражение, хотя до предпоследнего этапа в Бельгии лидировал в чемпионате. Но его это, похоже, не задевает. «Думаю, я быстрее, - говорит Хейкки о своем сопернике, Нико. Мы болтаем, сидя на траве в паддоке бахрейнского автодрома, где в конце сентября проходила финальная гонка GP2. - Я умею выигрывать гонки (у них равный счет побед: Хейкки выиграл 4 субботних и 1 воскресный заезд - спринт, в котором едут те, кто занял первые 8 мест в субботу, стартуя в обратном порядке; Нико трижды побеждал по субботам и дважды -по воскресеньям). На трассе я умею быть жестким и сражаться по-настоящему. Я знаю, что я во всех отношениях сильнее его, но в этом сезоне он, безусловно, выступил лучше, с чем я его и поздравляю. Но я все равно уверен в том, что смогу его обойти и первым выйду на следующий уровень». Речь об Ф1. И тот факт, что оба в 2006 году поднимутся на ступеньку выше, — большая потеря для GP2, зато большая удача для нас с вами. Нико сразу станет боевым гонщиком Williams и напарником Марка Уэббера. Хейкки сменит Франка Монтаньи в роли штатного тест-пилота Renault – команды, которой руководит Флавио Бриаторе (менеджер Ковалайнена). Но Хейкки следует позаботиться о том, чтобы не застрять там, как это произошло с Монтаньи (еще одним подопечным Флавио), который в течение двух последних лет только и делал, что работал на тестах, но ни разу не вышел на старт гонки. «Разумеется, я хотел бы выступать в гонках. Но не менее важно попасть в заводскую команду, у которой достаточно ресурсов, чтобы построить хорошую машину и проводить много тестов. Здесь можно научиться большему. Если бы у Франка действительно все шло хорошо, думаю, они выбрали бы его. Значит, что-то их не устраивало. Думаю, у меня все получится и меня заметят. Надеюсь на это... Но время покажет». Ковалайнен высказывается с чувством, можно сказать, с воодушевлением, чем грозит разрушить созданный Микой и Кими стереотип финского гонщика Ф1 — эдакого унылого молчуна. Он смеется: «Да, про меня все так и говорят. Но кто его знает, может, когда я приду в Ф1, то стану, как они. Может, тоже стану роботом. Хотя нет, Кими всегда был таким». Он довольно давно знаком с Кими, и хотя у них разные манеры речи, некое сходство между двумя финнами есть: тот же пронзительный взгляд стальных глаз, от которого становится не по себе, та же кривоватая усмешка. Оба обожают вечеринки. «Но я стараюсь не привлекать к себе внимания. Впрочем, гонщику Ф1 сделать это не так просто». Сходство есть и в том, как они действуют за рулем. Дайте Хейкки машину, способную побеждать, и он, как Кими, тут же скроется из виду. Даже если на первом круге он попадает в переделку и стратегия гонки разваливается, Хейкки будет пробиваться вперед до самого конца, чтобы заработать хоть какие-то очки. Если Хейкки - новый Кими, значит ли это, что Нико - новый Фернандо? Впрочем, Нико - немец, так что уже не сходится. Хотя если сравнить Росберга-младшего с его соотечественниками, гоняющими в Ф1, он, подобно Хейкки, ломает все стереотипы. Можно даже сказать, что Нико – средиземноморский немец. Его голос немного напоминает голос Ралъфа Шумахера, но у Нико он мелодичнее, и улыбка у него более искренняя, Речь у него быстрая, интеллигентная. В ней нет неестественной, раздражающей точности, свойственной некоторым говорящим по-английски немцам. Нико свободно владеет немецким, итальянским, французским и английским. Но по-фински не говорит, что удивительно, если учесть, что его отец (и менеджер) - знаменитый Летающий Финн, чемпион мира 1982 года Кеке Росберг. Сина, мать Нико, - немка. Сам он почти всю свою жизнь прожил с родителями в Монако.. Дома говорили по-немецки. 0н не питает иллюзий насчет того, повлияла ли знаменитая фамилия на его карьеру, - здесь есть свои плюсы и свои минусы. «Она помогла найти спонсоров и привлечь внимание прессы, - сказал Нико в Бахрейне. - Вот, пожалуй, и все. Но это еще и дополнительная ответственность. Все смотрят на тебя - может, не те, кто в паддоке, а остальные, толпа - и думают: раз у тебя такая фамилия, ты должен быть ничуть не хуже своего отца. Это нелегко, ведь он был чемпионом мира. Оправдать такие надежды непросто». Беседовать с Нико - совсем не то, что интервьюировать Хейкки, который совершенно не напрягается, но выдает меньше информации. Нико более глубокий, у него острый ум, он серьезнее относится к моим вопросам. С самого начала возникает ощущение, что как личность он более многогранен. Например, о переходе в Ф1 он рассуждает, скорее, философски: «Нужно относиться к этому как к шагу вперед, понимать, что это более высокая категория автоспорта, и в отличие от некоторых гонщиков не обращать внимания на шик-блеск и все такое. Это нелегко, ведь кругом столько шумихи, и об этом надо постоянно помнить. Ф1 основана все на тех же принципах, просто там всего больше». В противоположность Хейкки Нико не всегда мечтал о карьере гонщика. Он произвел на преподавателей Лондонского университета такое впечатление, что для Нико в течение года держали место на факультете аэродинамики, пока у него не появились другие интересы. Все решил первый тест в составе Williams в конце 2002 года - приз за победу в немецком чемпионате Формулы BMW. 17-летний Нико стал самым юным гонщиком, тестировавшим машину Ф1: «Тот тест был для меня очень важен, потому что в Формуле BMW я был абсолютно другим человеком. Мне не было дела до настроек и тому подобных вещей. Я просто садился за руль и ехал. Но после единственного теста в Ф1 я понял, что могу добиться большего. А еще я понял, как сильно я всего этого хочу». Тем не менее он сразу произвел впечатление и получил самую высокую оценку за всю историю письменного экзамена, который Williams проводит среди гонщиков, проверяя их знание нюансов инженерного дела. С тех пор Нико постоянно думал об этой команде - и не только потому, что Кеке стал чемпионом именно под ее флагом. У него самого сложились с ней особые отношения: «Меня многое связывает с Williams, так как здесь меня по-настоящему уважают. Для меня это очень важно, это придает уверенности». Все свои силы он посвятил тому, чтобы быть достойным места гонщика Williams, и вот получил заслуженную награду. В его отношении к делу чувствуется влияние Лэнса Армстронга, биографию которого он прочитал совсем недавно. «Он говорит, что за каждой победой - колоссальный труд. У меня так же. Всегда можно сделать что-то, чтобы ехать еще быстрее. Я стал более сосредоточенным и стараюсь работать еще эффективнее». В этом сезоне GP2 Росберг был неподражаем в квалификациях (четыре поула против двух у Хейкки) и постепенно по манере вождения и умному подходу к выбору момента для обгона стал все больше напоминать Алонсо. К тому же его команда - ART (под управлением Николя Тодта, сына Жана Тодта) становилась все сильнее, в то время как Arden, команда Хейкки (принадлежащая Кристиану Хорнеру), понемногу сдавала. И Нико, и Хейкки с нетерпением ждут топ момента в недалеком будущем, когда они смогут возобновить свой спор. «Мне кажется, в этом году мы заметно выделялись на общем фоне, - говорит Нико. - Я очень надеюсь, что когда-нибудь мы сможем продолжить борьбу в Ф1, и это будет здорово». Скорее всего, им не придется ждать слишком долго. Если все пойдет по плану, в 2007 году, после того как подойдет к концу контракт Джанкарло Физикеллы, Хейкки станет напарником Фернандо Алонсо. Такая перспектива Хейкки явно по вкусу. «Это было бы просто замечательно, - говорит он. - Когда я впервые был на тестах вместе с Фернандо, я видел, как он ездит и как работает. У него стоит поучиться. Будущее покажет, хотя зависит оно не от меня». А нам остается надеяться, что Флавио позволит ему гоняться и не лишит нас возможности увидеть продолжение сериала «Хейкки и Нико». ■Дом Тэйлор. F1Racing. Декабрь 2005