Кими Райконен наверняка станет третьим по счету чухонским чемпионом “Формулы-1”. И для “Феррари” он – единственно возможный преемник Шумахера. В этом нет ничего удивительного. Ведь он же финн, как-никак!
Если в бледных сумерках, предшествующих летнему рассвету, вы уже отстояли очередь за билетами на чемпионат по крикету... Если с английским флагом или шарфом в руке вы уже сходили с ума под башенками стадиона Уэмбли... Если у вас дома есть хоть один корешок от билета в Мэдисон Сквер Гарден... Если вместе с Клиффом вы уже пели “Singing in the Rain” на центральном корте Уимблдона... Если вы уже намочили штаны, стоя на выходе из “Красной Воды” в Спа… Вам осталось лишь одно обязательное спортивное паломничество - вам пора в Оунинпохья.
“Добро пожаловать в рай! Добро пожаловать в Финляндию! Добро пожаловать в Оунинпохья!” - кричит человек с жидкой русой бороденкой, пивным брюшком, в подтяжках с логотипом Lapin Kulta и в аляске с нашивкой клуба West Ham. В одной руке у него бутылка пива Koff, в другой - надувная кукла. Так нас зазывают на ралли.
Гравийная трасса самого серьезного этапа мирового чемпионата проходит всего в 20 метрах отсюда. Очень быстрые парни через шесть часов сдуют с нее весь этот человеческий мусор.
Знаете, как дрожат деревья, когда мимо них на скорости 200 км/ч пролетает Ford Focus WRC? Он добрых 50 метров несется в воздухе. В этот момент словарная статья, объясняющая понятие “храбрость”, кажется вам совсем невыразительной. Километры Оунинпохья, где люди играют со смертью, наш новый друг Яни правильно назвал “раем”. “Сегодня самый главный день в году для финских фанатов автоспорта, - объясняет Яни. - Это как финал кубка мира по футболу для англичан. У вас - Дэвид Бэкхем. У нас - Маркус и Кими”.
В рейтинге самых знаменитых финнов только Йоулопукки (своим Дедом Морозом хвастается любая страна у Полярного круга) занимает более высокую строчку, чем эти национальные герои, которые уже четверть века лидируют в мировом автоспорте.
Статистика говорит сама за себя. Финны ведут в ралли уже 50 лет. С тех пор как в конце 70-х начался WRC, чемпионов мира было 29. Англичане, итальянцы, французы, испанцы шведы… в почетном списке по одному, редко – по паре представителей этих наций. А на вершине топ-листа – шестеро финнов! Эти тихони выигрывали чемпионат мира 13 раз, а рекорд – четырехкратное чемпионство – делят Юха Канккунен и Томми Мякинен.
Книга фактов и цифр “Формулы-1” населена финнами не так густо. После того как первый финский пилот Ф1, почти неизвестный Лео Кинунен дебютировал в 1974 году на Гран-при Швеции в команде Surtees-Ford, всего шесть финнов засветились в “Формуле”. Для сравнения: у Англии - 152 пилота “Формулы-1”! Однако финны выиграли три чемпионских титула, а англичане – 12. Так что Чухонь без напряга побеждает по очкам.
Это феноменально, но за последние 24 года чемпионами мира в Ф1 и ралли 14 раз были финны (в 1998 и 1999 гг. благодаря Хаккинену и Мякинену они выигрывали оба титула), не говоря уже о многочисленных финских победах в Дакаре (Ари Ватанен и Юха Канккунен) и Ле-Мане (Юрки Ярвилехто, он же – “ДжейДжей” Лехто).
Цифры впечатляют еще больше, если вспомнить о размерах Финляндии. Население – всего 5,2 миллиона. Озер там почти столько же, сколько и людей, а деревьев в сотни раз больше. “На первый взгляд кажется, что лидерство финнов в автоспорте не объяснимо, – говорит Ари Ватанен, четырехкратный чемпион Дакара и чемпион мира по ралли 1981 года (на Ford Escort). – У нас нет автомобильного рынка. Налоги на автомобили – одни из самых высоких в мире. Мы не вошли в автомобильную культуру... Но как только вы познакомитесь с некоторыми финнами и тем более приедете в Финляндию, вы все поймете. Большинство из нас – целеустремленные индивидуалисты.
“То же самое в спорте. Кроме хоккея, в командных играх у нас нет особых успехов. Сколько в футбольной команде игроков? Одиннадцать? Финнам понадобятся 11 мячей, потому что каждому захочется свой”. “Посмотрите, в чем мы сильны – хоккей, прыжки с трамплина и автоспорт! Всюду, где голова в опасности и обязателен шлем. Грубо говоря, сильны во всем, что пугает людей благоразумных. У нас, конечно, еще есть sisu - по-фински это сила. Но чтобы быстро ездить, она не нужна. Нужна тяжелая правая нога и легкая голова…”
Ватанен – воплощение финской sisu. Он был первым “Летучим Финном”, которого я встретил на ралли. Непонятно, как он вообще добрался до чемпионата. В аварии на Peugeot на аргентинском этапе ралли 1985 года он едва не погиб. А неделю спустя, лежа на больничной койке, он мечтал умереть. Он был уверен, что при многочисленных переливаниях крови заполучил СПИД. Борьба за здоровье, физическое и душевное, была труднее, чем любая победа за рулем...
“За победу мне всегда приходилось бороться только с финнами, - вспоминает бывший чемпион, а ныне глава Ford WRC англичанин Малькольм Уилсон. – Их способность удерживать машину под контролем была заметна всегда, но когда я стал руководить командой, то понял, что в них есть что-то особенное”.
“Финны – самые беспроблемные пилоты. Если бы вы видели Escort, которым управлял Юха Канккунен или Focus, на котором теперь стартует Тони Гардемайстер, никогда бы не подумали, что эти машины только что участвовали в ралли. Мойка, легкая подкраска – и машины опять готовы к гонке”.
Здесь, на ралли Финляндии, команду Ford также впечатлил Мика Сало, бывший пилот Ф1, ездивший за Ferrari и Toyota. На стандартной Fiesta ST он едет "нулем" и отлично проходит маршрут, а машина пока цела. “Это хорошо, потому что карьеру в ралли я делал больше на крыше, чем на колесах, – смеется Сало. – Для финна это настоящий кайф. Когда был маленьким, ходил с отцом на ралли, а в песочнице лепил Ford Escort. Но выбрал кольцевые гонки, потому что ненавижу вставать в 6 утра! Городские мальчишки тянутся в «кольцо», а деревенские – в ралли. Теперь и я решил поездить в ралли, но чуть быстрее. Впрочем, очень быстро все равно не поеду: если разобьюсь, потом не смогу этого забыть”. Уилсон считает, что даже обычный водитель может потягаться с финном в крутом медленном повороте, но при быстрой езде остальным ловить нечего. Босс команды снаряжает новенький “фордовский” вертолет и везет нас в глубь финских лесов, чтобы мы увидели все своими глазами.
Рано утром в компании Яни и его страдающих от похмелья друзей мы увидели, как толпа финнов скандировала, дула в рожки и вопила каждый раз, когда мимо пролетал их соотечественник. Это был энтузиазм тинейджеров, оттягивающихся на концерте Робби Уильямса! А двукратный чемпион мира Маркус Гронхольм заработал самое громкое приветствие. Следующий после Оунинпохья скоростной участок ралли “Финляндия” (бывшее ралли "Тысяча Озер") – это "Уррия". Его называют “Финским Гран-при”. "Уррия" прекрасно иллюстрирует слова Уилсона. На обычных дорогах отрыв между финнами и другими гонщиками небольшой. Но на широких лесных трассах, там, где трамплин следует за трамплином, финны просто летят сквозь кроны деревьев и бесчисленные бело-голубые флаги финских болельщиков. На участках, где остальные в страхе пасуют, молодцом держатся лишь самые громкие и прыгучие автомобили: все, как на подбор, в национальных цветах. “Они выросли на этих дорогах, их не пугает высокая скорость, – говорит Уилсон. – Посмотрите телеметрию с наших боевых Focus и увидите сами. Максимальные скорости у финнов выше!”
Рядом со мной за ходом ралли наблюдает один из фанатов. На нем - спортивный костюм, носки и сандалии. Но меня больше интересует газета, которую он читает. Это, должно быть, обозрение финского этапа и календарь гонок, но на первой полосе - шпионские фотографии Кими Райконена и его жены – королевы красоты Дженни. Это собственные финские “Пош и Бекс”.
С 1982 года, когда Кеке Росберг стал первым финским чемпионом мира в “Формуле-1”, финны поживились еще и титулами Мика Хаккинена, который тоже рисковал жизнью. Они больше не состоят в моногамном браке с ралли. Любовница – “Формула-1” - вовлекла финнов в интрижку с кольцевыми гонками. Если Росберг был "просто Чемпионом" (он выиграл свою первую гонку всего за несколько недель до окончания сезона), то Хаккинена считают одним из самых великих пилотов всех времен. И даже его главный соперник Михаэль Шумахер, несмотря на полдюжины титулов и 84 победы, не знает, кто из них двоих лучше. Хаккинен побеждал 20 раз, и у него два титула чемпиона. “Об этом трудно судить однозначно, – говорит Шумахер. – Но вы точно не услышите от меня: «Я лучше, чем Мика»”. Единственный способ узнать, кто быстрее, – свести их в одной команде и посадить на одинаковые машины. Шумахер говорит, что будет рад возможности проделать это и с преемником Хаккинена – Кими Райконеном.
Дэвид Култхард, который гонялся вместе с Шумахером и Хаккиненом, уверен, что Райконен пока что не только самый талантливый финский пилот в Ф1, но, возможно, даже лучше Шумахера. И уж точно более одаренный. “Думаю, что у Кими побольше природного таланта, чем у самого Михаэля Шумахера, – говорит шотландец. – Каждый его выход на трассу – это событие! Даже после трехнедельного отпуска и всяких скандалов”. Доказательство этого утверждения нашлось, когда в сентябре я приехал на Гран-при в Спа. Передо мной была “Красная Вода”. Она похожа на смерч, который втягивает и выбрасывает пилотов Гран-при – кого на обочину, а кого и вверх тормашками. Вознамерившись взять у Кими интервью, я следую совету Култхарда и сначала смотрю на парня в деле. “Красная Вода” – формульный эквивалент “Уррии”. McLaren Райконена завывает, как привидение! Вот уж точно “самая тяжелая нога и самая легкая голова”.
“Быть финном – определенно удача для гонщика, – говорит Кими, закончив гонку и сидя у себя в моторхоуме. – Благодаря раллистам и парням вроде Кеке, автоспорт стал у нас жутко популярен, и неважно, ралли это, “Формула” или мотокросс. В Финляндии молодому человеку легко прийти в спорт. В деревне можно хулиганить на обычной машине по полям – чем не тренировка? А для городских есть картинг… Финны обожают играть в машинки. Зимой нет лучше развлекухи, чем погонять по льду. Но лучше не пытайтесь делать это на обычных дорогах. Самый большой штраф за превышение скорости я заплатил в родной Финляндии - €45 000! Мне интересно самому когда-нибудь попробовать ралли: там абсолютно разные трассы, разные условия движения, гравий, снег и лед… Это, наверное, трудно, но в этом вся прелесть”.
Теперь, когда Финляндия заняла почетное место в мире автоспорта, ей нужно постоянно воспитывать парней, способных сесть за руль автомобилей WRC и F1. Антрепренер Тимо Юхки работал со многими раллийными звездами, включая Канккунена и Мякинена. Теперь он в постоянном поиске новых талантов. “Успех Томми, Юхи и Тони только раззадоривает. Молодняк хочет заниматься автоспортом, – говорит он. – Но мне нужны особые люди, с особым психическим складом. Я делаю из них профи, испытываю их волю к победе, проверяю умение прогнозировать ситуацию, слежу за их эмоциями. Это сложный тест, половина не выдерживает. Обычно из-за мотивации. Быть просто быстрым финном недостаточно”. У кольцевых гонок будущее тоже светлое. Новый чемпионат GP2 и чек на $100 000 от Bridgestone в этом году получит финн: или Хейкки Ковалайнен (который известен тем, что победил Шумахера в Гонке Чемпионов в прошлом декабре), или сын Росберга – Нико, который дебютировал в Ф1 в Сузуке, выступая за Williams. А на двух колесах в зачете 125 см3 на титул претендует Мика Каллио. “Гонки так глубоко въелись в умы финнов, что наша нация еще долго будет в них с удовольствием участвовать”, – говорит Ари Ватанен, член Европейского парламента. “Кое-кто – например, я – много говорит. Другие, вроде Кими, больше помалкивают. Но быстро ездить мы будем всегда…”
Лучшие в мире По количеству побед в F1 и WRC на душу населения финны далеко впереди (победа на млн. чел.)